Буран


Работа над проектом началась в 1970-х гг. 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего Союза (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы. Специально для проекта было создано НПО «Молния». Сооружение самих челноков началось в 1980 г., а к 1984 г. был готов первый полномасштабный экземпляр.

Длина «Бурана» - 36,4 м, размах крыльев - около 24 м, высота корабля, когда он стоит на шасси, - более 16 м, стартовая масса - более 100 т. Грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 т. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объем кабины составляет свыше семидесяти кубометров. Имеет треугольное крыло с переменной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы - руль направления и элевоны. Две группы двигателей для маневрирования размещены в конце хвостового отсека и передней части корпуса. Выполняется маневр возврата или выхода на одновитковую траекторию. Впервые в практике двигателестроения была создана объединенная двигательная установка, включающая топливные баки окислителя и горючего со средствами заправки, термостатирования, наддува, забора жидкости в невесомости, аппаратурой системы управления и проч. Бортовой комплекс управления представлял из себя около пятидесяти систем. При разработке программного обеспечения для космического корабля и наземных систем использовался язык универсальной ЭВМ, что позволило в короткие сроки разработать программные комплексы объемом около 100 Мб. В случае отказов ракетных блоков первой и второй ступеней ракеты-носителя система управления орбитального корабля обеспечивает в автоматических режимах его аварийное возвращение.

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен при помощи ракеты-носителя «Энергия». Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличии от «шатла», который до сих пор может совершать посадку только на ручном управлении. Это стало событием, большим успехом нашей программы и настоящей победой советской техники. Уникальные наработки, полученные при создании «Бурана», до сих пор используются в отечественной ракетно-космической технике.

При внешнем сходстве с «шатлом» орбитальный корабль «Буран» является принципиально более совершенным космическим аппаратом, превосходящим его по многим параметрам. «Буран» опередил своё время. Но его полёт совпал со временем прихода к власти М. С. Горбачева и уже с наступающим в стране кризисом. Следствием этого явилось приостановка холодной войны, так как останки Советского Союза не представляли угрозы. Единственный, прошедший испытания «Буран», был завален обрушившийся крышей анагара, на поддержание рабочего состояния которой уже не было средств. Сейчас ведётся разработка нового проекта МАКС теперь уже на принципах самоокупаемости, так что передовые разработки, полученные при создании «Бурана», не пропали даром.

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у Ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния».

Полноразмерный аналог «Бурана», имевший обозначение БТС-002, был изготовлен для лётных испытаний в атмосфере Земли. В его хвостовой части стояли четыре турбореактивных двигателя, позволявшие ему взлетать с обычного аэродрома. В 1985-1988 гг. его использовали в Лётно-испытательном институте имени Громова (Жуковский, Московская область) для подготовки лётчиков-испытателей перед полётами в космос.


Хостинг от uCoz